среда, 24 июля 2013 г.

Впечатления от книги "Перед зеркалом" Вениамин Каверин

Доброго времени суток!
Кто о чем, а я снова о книгах. Как и обещала вам в прошлом отчете Читального Марафона теперь я буду писать отзыв на каждую прочитанную книгу отдельно, а потом объединять все это в один пост для того чтобы оставить ссылку в очередном этапе марафона. Итак,, сегодня шипу о замечательном романе Вениамина Каверина "Перед зеркалом".

Как вам передать мою огромную любовь к произведениям Вениамина Каверина? Как рассказать какие чувства меня переполняют во время чтения его романов, какие эмоции у меня возникают после перелистывания последней страницы?! Первое мое знакомство с Кавериным произошло лет в 12, когда я от нечего делать включила телевизор и увидела фильм под названием "Два капитана". Посмотрев его с большим интересом я, как ребенок много читающий, тут же вспомнила что на книжной полке у нас стоит роман с таким названием. Какова же была моя радость, когда эта синенькая книга оказалась тем самым романом. С тех пор "Два капитана" моя самая-самая любимая книга, зачитанная до дыр, с множеством закладок в любимых местах, я знаю наизусть множество цитат из нее и читала не менее 15 раз, как бы не больше, и готова читать еще и еще. Потом, уже на втором курсе университета, я прочла "Открытую книгу" и тоже нежно ее полюбила. И вот только сейчас я добралась до книги "Перед зеркалом", романа, который Каверин назвал своим любимым. Я все сокрушалась по поводу того что никак не соберусь его прочесть, а после прочтения обрадовалась тому что не взялась за него раньше. Эта книга довольно возрастная, ее нужно прочувствовать и понять. Уже после нескольких страниц, я поняла что непременно вернусь к этой книге снова, только лет через 10, с более солидным жизненным опытом, чтобы увидеть в ней еще больше чем сейчас.
А пока, в 21 год я читала эту историю с замиранием сердца. Каверин в лучших своих традициях, написал этот роман взяв за основу истории реальных людей, прототипов главных героев.
В основе сюжета отношения пансионерки Лизы Тураевой и гимназиста Константина Карновского. Они познакомились на гимназическом балу и с тех пор началась их дружеская переписка.  Книга написана преимущественно в виде писем главных героев друг другу. В большинстве случаев это письма Лизы к Карновскому. Глубина и чувственность этих писем не могут оставить равнодушными. Девушка пишет ему с пронзительностью и откровенностью, а вот Костя, по словам самой же Лизы, часто отвечает сухо и сдержанно.

"Как будто в нем самом были спрятаны часы, которые — тик-так — не позволяли ему потерять и минуту напрасно."

"Ум у него гибкий, свободный — и если я с ним иногда скучаю, в этом виновата я, а не он."

"Я боюсь, что Ваша деликатность держит в плену Вашу искренность."

Их дружба развивалась не смотря на расстояния и переросла в настоящую любовь, сумевшую пройти множество преград.
Шли годы, переписка продолжалась, изредка происходили короткие встречи заканчивающиеся всякий раз по разному. Лиза по примеру Кости пошла на математический, но продолжала искать себя в живописи. Карновский продолжал свою деятельность в сфере науки. Из наивной девушки Лиза превратилась в ищущую своего счастья женщину, а Костя из скептика, в научного деятеля и мужчину способного любить.
Жизненная история прототипов главных героев Лидии Никаноровой и Павла Безсонова описана очень похоже. Конечно же, Каверин добавил художественных поворотов сюжета, несколько изменил финал истории, но в романе присутствуют реальные письма, которые Каверину передал сам Павел Безсонов.
Лиза (или может правильно сказать Лидия, но мы все же говорим о романе, поэтому предпочту первое) пишет Косте невероятно красивые письма.

"Она не сочиняла письмо, оно само собой говорилось в душе"

Я завороженно читала ее описание Ялты того времени. Каждый, кто хоть раз побывал в Крыму полюбит его пейзажи. Вот и я читая Лизино письмо с прологом и эпилогом представляла себе Ялту ее времени и сравнивая ее с современным городом живущим в моих памяти и сердце.

"Вы неосторожно попросили меня описать Ялту, Костик. Пеняйте же на себя. Письмо будет трехтомное, с прологом и эпилогом."

"Вы представить себе не можете, как нравится мне море. Серое, хмурое, зеленоватое, всех оттенков, широкое и такое разное всегда. То оно тихо плещет на берег волну за волной, то начинает казаться, что оно сердится на людей за их мелочность и пошлость. А горы — фиолетовые, с белоснежными пятнами на вершинах. Ялту они окружают со всех сторон, оставляя свободной только сторону, обращенную к морю."

Елизавета мечтала отправиться в Париж изучать живопись, и я понимала и разделяла ее стремление. Но безусловно, самым главным в книге являются чувства. Настоящие, без фальши, секретов, театральности и игры. Чувств, которые переполняют сердце и душу, которые учат жить, любить, надеяться и ждать. Вся их жизнь прошла в ожидании и разлуке.

"Разлука научила ее любви — не той раскалывающей, кидающей из стороны в сторону, непроглядной, а чистой, подлинной, прячущейся, скрытой."

"Это покажется тебе наивным, даже нелепым,но тайная надежда, что ты любишь только меня, никогда не оставляла меня. Может быть,потому что все мои встречи с другими-это ты. И теперь, когда я спокойнее смотрю на свое прошлое, я вижу, что не было у меня большего счастья, чем наша любовь, со всеми ее унижениями и обидами-давно прощенными и даже чем-то дорогими."

"Переписка с Константином Павловичем была для нее зеркалом, в которое она смотрелась всю жизнь, с шестнадцати лет."


"За окном идет снег, и, если долго смотреть на эти падающие без конца мягкие снежинки, голова начинает кружиться, когда я вспоминаю о Вас. Дело в том, что я совершенно не могу жить без Вас. Не худо бы Вам когда-нибудь об этом догадаться."

В книге отражены многие известные деятели культуры. Большое значение в жизни Лизы имеет художник Гордеев. В реальной жизни это Георгий Артемов, также художник и муж Лидии. За границей Лиза общается с поэтессой Ларисой Нестроевой. Еще в процессе чтения меня не покидала мысль что я читаю не о выдуманной героине, а о женщине очень похожей на Марину Цветаеву (тогда я еще ничего не знала о жизни и именах прототипов героев). Вот как в письме к Константину Лиза описывает Нестроеву:

"Еще одно впечатление: не спускается к собеседнику, а поднимает его до себя. Ну, а если не дал бог собеседнику крыльев, тогда просто — вежливость, естественная для полузнакомства."

Каково же было мое изумление, когда читая биографию прототипов, я узнала что речь действительно шла о Марине Цветаевой. Собственно, благодаря знакомству с ней Лидия и приобрела некоторую известность в мире русской живописи.
Перелистывая последнюю страницу книги в моих глазах стояли слезы. Конец остался довольно неоднозначным, и каждый примет его по своему. Но то что он оставит в вашей душе незабываемое впечатление гарантированно.
Прошу прощения, за обилие цитат и неслаженность отзыва, но такие книги оставляют слишком много чувств после прочтения, они многому учат, заставляют ценить и принимать то что имеешь. А писать о том, что тебе особенно понравилось и стало дорого, всегда сложно.
Вот ТУТ можно прочесть о жизни Лидии Никаноровой и Павла Безсонова, но не делайте этого если вы еще не читали это великолепное произведение. В статье полностью раскрыто что и как закончиться, поэтому лучше сохранить интригу. А вот если вы уже хорошо знакомы с романом "Перед зеркалом", то вам будет интересно узнать о жизни реальных прототипов. Знаю это потому что у меня имеется несколько статей о жизни прототипов романа "Два капитана" и о впечатляющей истории шхуны "Святая Анна" ставшей в книге "Святой Марией".
Вот как-то так буду заканчивать. Я сегодня многословна, и мне хочется рассказать вам еще и еще, но сдерживаю себя как могу, потому что тогда неизбежным будет раскрытие всей истории героев. Мне хочется в конце отзыва написать целую тонну цитат запавших в душу, но лучше прочтите все сами и полюбите роман так же как я))))
Спасибо за внимание. Всегда ваша Елена)

2 комментария:

  1. Лена!!! Ну ты даешь!!! Такой огромный пост!!! С удовольствием прочитала;) Я тоже люблю Каверина, но этот роман не читала и даже не знала о его существовании. Спасибо!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Рада что пригодилось)))) Почитай, я думаю тебе должно понравиться))))

    ОтветитьУдалить

Спасибо за Ваше внимание)))