четверг, 10 июля 2014 г.

Рецензия на книгу "Когда рассеется туман" Кейт Мортон

Добрый вечер!
 Ох и давно я не публиковала рецензии. Но как и обещала в отчете по Игре, с этой недели начинаю публиковать, то что написала за время Игры. Сегодня книга, которую я прочла еще в ... январе!!! Ага-ага. Есть у меня парочка таких книг, о которых только сейчас пишу)

КейтМортон, автору уже полюбившейся мне книги «Забытый сад», написала очередную захватывающую историю. Хотя вообще-то это первая ее книга. Произведения Мортон не могут оставить равнодушными, все герои как будто рядом с тобой, живут, дышат, трудятся, веселятся. Каждый персонаж запоминается, врезается в память своим характером, поступками, образом. «Когда рассеется туман» довольно сложная, в моральном плане, книга. Читала ее в январе и в финале заплакала (плаксивый у меня вышел книжный январь).
Повествование ведется от лица старушки Грейс, которая расскажет нам свою историю, начавшуюся в 15 лет, по приходу ее в качестве служанки в большой и красивый дом. Нет, на самом деле эта история началась еще раньше, покрытая мраком бесконечных тайн и секретов. И вот Грейси пятнадцать и она, дрожа от волнения и страха, подымается по холму в великолепный Ричмонд. Начиная свою работу, в качестве простой и незаметной служанки под лестницей, вскоре она узнает, что в доме есть задорная компания из троих детей: Денни, Ханны и Эммелин. Юнной горничной все кажется фантастическим, великолепным и таинственным. Она еще не знает, какая судьба ждет всех обитателй Ричмонда и ее саму.

В самом начале книги, нам рассказывают исход истории: самоубийство талантливого поэта Робби Уильяма, на берегу реки в поместье Ричмонд. Свидетелями которого стали сестры Ханна и Эмилия. Одна из них, по слухам, была его невестой. Всю книгу нас держат в интриге, как же это случилось и почему. Кроме того, в этой истории еще множество других загадок, разгадать которые и предстоит читателю.
Не знаю как вы, а для меня роман, в котором фигурирует Англия в конце 19 начале 20 веков, старинное фамильное поместье, устоявшиеся английские традиции и тайны, много тайн, составляющая великолепной истории. Я так и вижу впечатляющего вида дом, в котором выросло не одно поколение семьи, и по коридорам бродят неведомые призраки прошлого. На пороге вас обязательно встретит галантный дворецкий, хозяева пригласят в гостиную на чай, где обмахиваясь веерами, заведут светскую беседу. Верная своим хозяевам прислуга, принесет бисквитные пирожные на десерт, а за окном вы увидите собственный сад с розарием и парочкой фонтанов. В таких домах часто принимают гостей и устраивают балы, здесь всегда кипит жизнь. Именно таким успела узнать Ричмонд и Грейси. С его строгими правилами и теплом уютной кухни под лестницей. Но таким он останется не навсегда. Дальнейшую его судьбу, также предстоит познать Грейс.
Поговорим о ней самой. Грейс порой оставалась для меня загадкой. Девушка, выросшая в деревушке около Ричмонда, живущая с мамой и страстно любящая детективы. Представьте себе ужасное преступление: пронести книгу о Шерлоке Холмсе в свою комнатушку в поместье. И это не смотря на строжайший запрет дворецкого Гарольда, на всю литературу, кроме Библии. Непростительный проступок))))) Грейс очень наблюдательна, добра и обладает неплохим умом. Но самое ценное ее качество – преданность.
Ханна. Интереснейший персонаж, упрямая, решительная, волевая и очень умная девушка. В тайне ото всех учится стенографии, мечтая стать великой путешественницей и совершить открытие, быть полезной для человечества.
Эммелин. Взбалмошная, капризная, эгоистичная и избалованная барышня. Не могу назвать ее негативным персонажем, скорее очень разнохарактерной героиней. Ведь в детские годы она мне импонировала.
Робби Уильям. Он пришел в Ричмонд совсем мальчишкой, даже не подозревая, что станет толчком к кардинальным переменам в жизни всех обитателей поместья.
Как я уже упоминала, каждый персонаж невероятно интересен и многогранен. Особенно ярко мне запомнились Альберт – простой служащий, жизнь которого повернулась совсем не в простую сторону, отец детей – сложный и мрачный персонаж, Гарольд – строгий дворецкий с добрым сердцем.
Книга пропитана тайнами, сложными человеческими взаимоотношениями, судьбами и драмой. Несомненно, я буду ждать следующих книг Кейт Мортон, чтобы безоглядно окунуться в пучину интригующих событий.
И по традиции цитаты. 

Я здорово разбираюсь в тайнах, они стали делом моей жизни. Возможно, мне казалось, что чем больше я знаю о секретах, тем легче будет прятать мой собственный.

Терпеть не могу гадалок. Мне как-то сказали, что у меня короткая линия жизни, и плохие предчувствия мучили меня лет до семидесяти.

Фотография — жестокое искусство. Оно выдергивает из прошлого и тащит в будущее отдельные моменты, моменты, которые должны были уйти в никуда вместе со своим временем, остаться в воспоминаниях, просвечивать сквозь дымку новых событий. Фото заставляет нас видеть людей такими, какими они были до того как их согнуло время, прежде чем они нашли свой конец.

– Не глупи, Дэвид. Ханна никогда не пошла бы на войну. Это просто смешно.
– Пошла бы, – яростно возразила Ханна.
– Но, дорогая, – потрясение молвила леди Вайолет. – Тебе даже нечего туда надеть!

Счастье у каждого свое. В чужом саду не сорвешь...

— Мисс Ханна вовсе не собирается замуж! Я сама слышала. Она хочет повидать мир и пожить полной жизнью.
Нэнси вскрикнула, а миссис Таунсенд вытаращилась на меня.
— Ты что болтаешь-то, дурочка? — сказала она и пощупала мне лоб. — С ума, что ли, сошла? Глупости какие-то, прямо как Кэти. Понятное дело, мисс Ханна выйдет замуж. Об этом мечтает каждая девушка: выйти замуж как можно скорей и удачней.
«Как будто после стольких лет все еще важно, что скажут люди!»

 Независимость требует денег.

Глядя назад, очень легко делать выводы: отсюда ясно видны события, которые привели к тому, что рано или поздно должно было случиться. А ведь в то время я их не заметила. В настоящем поворотные пункты ускользают. Проходят мимо незамеченными. Мы упускаем возможности, принимаем катастрофы за удачи. И только потом какие-то события становятся знаковыми, их называют так историки, пытающиеся придать запутанным клубкам жизни хоть какое-то подобие порядка.

Войны делают историю невероятно простой. Четкие даты, легко запоминающиеся события: до и после, победители и побежденные, враги и союзники. Настоящая история — подлинное прошлое — далеко не так проста. Она не плоская и не примитивная. Она текучая и быстрая, как река, необъятная и непознанная, как вселенная. И еще она изменчива: как только кажется, что помнишь что-то очень четко, проекция сдвигается, выползают новые, давно забытые картины, новая версия происшедшего.

-Я не люблю высшее общество,-прямо сказал Робби.Ему уже надоел этот разговор.-Чересчур много людей тратит чересчур много денег,чтобы впечатлить тех,кому на это наплевать.

Как бы проста и небезыскусна ни была твоя жизнь, достаточно прожить подольше, чтобы тебя сочли интересным человеком.

Я прошептала название вслух, поднесла книгу к носу и вдохнула запах типографской краски. Запах предвкушения.

— Ханна, — позвала Эммелин. — А как это — близость?
— Ну… это… такие проявления любви, — неуверенно сказала Ханна. — Очень приятные, я надеюсь, с мужчиной, в которого ты влюблена, и ужасно противные с кем-нибудь еще.

Хотя, что за радость сидеть в доме, где даже не с кем поговорить…

Люди работают слишком быстро, в ритме конвейерной ленты, у них нет времени проверить, все ли сделано правильно.

Зритель не имеет права вмешиваться в спектакль.

А я и не желаю нравиться, — упрямо выпятив подбородок, сказала Ханна. — И не стану думать о себе хуже, если кто-то там меня не любит.

Дети, рожденные в суровое время, всегда хранят на себе его отпечаток.

Наша планета стала какой-то недружелюбной. Даже дожди теперь опасны.

Только человек, недовольным настоящим, стремится узнать будущее.

Когда знаешь, где искать, найти совсем не трудно.

Настоящая любовь — страшная болезнь. Раньше я этого не понимала. Почему об этом пишут в книгах, пьесах. Стихах. Почему нормальные, разумные люди вдруг начинают выкидывать всякие глупости. А теперь понимаю, это просто недуг. Ты подхватываешь его совершенно неожиданно. И лекарства не существует. А в самых тяжелых случаях он смертелен.

Трудно так сразу привыкнуть к мирной жизни после войны.

Две точки неустойчивы, когда нет третьей, они могут с легкостью разойтись в стороны. Если их соединяет шнурок, он порвется, если струна — они будут разбегаться до тех пор, пока она не растянется до предела и не рванет их обратно с такой скоростью, что они неминуемо столкнутся со страшной силой.

Что ж, она молода, дитя совсем другого мира. И не понимает, что некоторые сюжеты переписать нельзя.

В любой истории есть точка невозвращения.

Когда я перечитываю любимые книги, какая-то часть моей души требует иного конца. Так и тут — без всякой надежды я надеюсь, что война не наступит. Что в этот раз она обойдет нас стороной.

Доброе имя слишком легко запятнать.

Под лестницей большого дома на холме, как и в других имениях того времени, царила строгая, отточенная столетиями иерархия.

Я почему-то забыла, что среди мрачных событий непременно найдутся и светлые.

Когда-то никто никому своих биографий не рассказывал. Людям и в голову не приходило, что это вообще может быть интересно. А теперь все подряд строчат мемуары, выдумывая самое трудное детство, самого жестокого отца.

Родной дом — магнит, который притягивает даже самых блудных сыновей.

Девочка в зеркале поймала мой взгляд, и я подумала - что за серьезное у нее лицо! Редкий и странный момент - когда застаешь врасплох себя самого, такого как есть, без всякого притворства.

Во все виновата война. Она забирает совершенно нормальных молодых людей и возвращает их совсем другими. Сломанными.

Задвинув подальше горе, она призвала на помощь силу и уверенность.

Успех или провал обеда часто зависит именно от того, кто где сидит. Славу превосходной — а не просто хорошей — хозяйки принесло леди Вайолет как раз ее умение, во-первых, пригласить нужных людей, а во-вторых, ловко рассадить веселых и остроумных гостей среди скучных, но полезных.

Он никогда не теряет надежды. Хрупкой, горькой, и все-таки надежды.

Разочарование было неизбежным: за двадцатыми пришли тридцатые с их депрессией, а за ними - новая война. После неё всё стало по-другому. Из ядерного блока второй мировой не выросли гордые, победные мемориалы. Надежда погибла в газовых камерах Польши. Домой вернулось второе поколение людей, искалеченных войной, а на старых памятниках появились новые имена: сыновья под отцами. В сознании людей навсегда поселилась тоскливая мысль о том, что когда-нибудь все эти ужасы повторятся снова.

Когда я перечитываю любимые книги, какая-то часть моей души требует иного конца.

Драгоценные, прекрасные мгновения, которые я вспоминала потом сотни и сотни раз, всю свою жизнь. Иногда представляла себе, как мы вместе дошли до дома, выпили за наше будущее счастье и вскоре поженились. И жили счастливо до самой старости.

..оглянувшись на дверь, я с заколотившимся сердцем распаковала свое главное сокровище. Целых три тома. Потрепанные зеленые обложки с золотыми буквами. Я засунула их в нижний ящик и обернула шалью: тщательно, чтобы нигде ничего не торчало. Мистер Гамильтон выразился предельно ясно: Библия - пожалуйста, а все остальные книги не приветствуются и должны быть предъявлены ему для рассмотрения и возможной конфискации. Я вовсе не собиралась бунтовать - напротив, в те времена я четко знала, что хорошо, что плохо, - но жизнь без Холмса и Ватсона казалась просто невозможной.

Хотя что сравнивать - люди с тех пор сильно изменились. Прошедшее столетие порядком нас потрепало. Даже самые молодые и благополучные носят свой цинизм как орден, глаза их пусты, а головы полны мыслей, которым там не место.

2 комментария:

  1. Как же интересно ты пишешь!!!!!!!!!!! Ну просто одно удовольствие читать твои рецензии! И, судя по количеству цитат, книга тебе и вправду приглянулась))) Я всегда долго думаю, прежде чем взять в руки такую книгу.............. слишком глубоко погружаюсь... и становится страшно испытать все ужасы, о которых ты тут писала.... для меня война очень страшна. Даже вспоминать о ней или представлять её страшно.. наверное, потому что понимаешь, это было правдой... это может стать правдой.....ух...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мариш))) Приятно читать такие слова)))
      На самом деле книга не о войне, скорее о ее последствиях. Ну вернее она и не об этом совсем, на о семье и ее тайнах. Просто цитаты очень понравились и зацепили.

      Удалить

Спасибо за Ваше внимание)))